Историческая справка
Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки застоя: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.
В 1990-е годы, в период экономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, а процесс обновления мощностей практически остановился.
Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующим:
• По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
• Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
• В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, существовала высокая вероятность крупных аварий.
• Отсутствовала платежная дисциплина.
• Предприятия отрасли были информационно- и финансово- непрозрачными.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли.
Процесс преобразований электроэнергетической отрасли начат в 2000 году с разработки ОАО РАО "ЕЭС России" концепции реформирования. Первым нормативным актом, регламентирующим преобразования электроэнергетики, стало постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Федеральными законами Российской Федерации, принятыми в 1 квартале 2003 года, были определены структура и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции.
В соответствии с Концепцией Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 годы "5+5" основными целями реформы отрасли являются повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиционного процесса, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Реформа электроэнергетики должна была решить задачи:
- разделение отрасли на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (производство электроэнергии и ее сбыт) виды деятельности,
- создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности,
- обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий,
- эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.
К 1 июля 2008 года реформа электроэнергетической отрасли в основном завершилась.
Сформированные в ходе реформы холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» компании представляют собой предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности созданные компании превосходят прежние монополии регионального уровня, поскольку объединяют профильные предприятия нескольких регионов либо являются общероссийскими.
Так, электросетевые объекты, относимые к Единой национальной электрической сети (магистральные линии электропередачи и подстанции напряжением 220 киловольт и выше) перешли под контроль открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Распределительные электросетевые объекты (линии электропередачи и подстанции напряжением 110 киловольт и ниже) в основном интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании.
Функции и активы региональных диспетчерских управлений переданы открытому акционерному обществу «Системный оператор Единой энергетической системы».
Активы генерации объединены в межрегиональные генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании) и территориальные генерирующие компании.
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся преимущественно частными и начинают конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных видах деятельности, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, где цены не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Схема проведения реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" основана на принципе обеспечения интересов всех групп акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" путем разделения активов ОАО РАО "ЕЭС России" на активы, которые должны быть переданы государству, и активы, которые должны быть переданы миноритарным акционерам, в соответствии с долей участия государства и миноритарных акционеров в капитале ОАО РАО "ЕЭС России".
Реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России», прекратившего свою деятельность в качестве юридического лица 01.07.2008, стала логическим завершением реформирования электроэнергетики.

