Кубаньэнерго



Содержание
Главная страница

Новости

"Вестник ОАО Кубаньэнерго"

Краснодарской ТЭЦ - 50 лет: генерация развития

О компании
Исторический очерк
Структура компании
Нормативные акты
Выработка электроэнергии

Реформирование компании

Производство

Филиалы

Кадры

Акционерам

Правление ОАО "Кубаньэнерго"

Показатели

Совет директоров

Перспективы

Инвестиционный проект

РКС

Тарифы

Энергосбыт

Сети

Надежность и безопасность

Обратная связь

Экология

Ссылки

Закупаем



Контакт



карта



  Исторический очерк 

Исторический очерк

Открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" - основной производитель и поставщик электрической и тепловой энергии на территории Краснодарского края и республики Адыгея. Общество образовано в 1993 году. Постановлением администрации Октябрьского района г. Краснодара 1 февраля 1993 года зарегистрирован Устав акционерного общества открытого типа. Первое собрание акционеров состоялось 25 февраля 1994 года, на котором был избран Совет директоров из девяти человек. При этом обязанности председателя Совета директоров выполнял генеральный директор акционерного общества. Первая электроустановка для целей освещения появилась на Кубани в 1890 году на мельнице купца Волочаева в селе Федоровском. А уже через три года в Новороссийске на элеваторе, для механизации погрузки зерна на транспорт, была пущена первая в России электростанция трехфазного тока мощностью 1200 киловатт.

Больница, г.Екатеринодар. 1891г. Впервые в городе было применено освещение улиц


В 1891 году в г. Екатеринодаре (Краснодар) на углу улиц Красной и Длинной был установлен аппарат для добывания электричества... Устроено до 100 Эдиссоновских лампочек во всех палатах, коридорах и службах больницы. Для опытов освещения улиц на двух ближайших к городской больнице перекрестках Красной улицы были установлены два высоких столба, увенчанных сверху матовыми шарами с Эдиссоновскими лампочками в середине; лампочки соединены проводами с аппаратом, работающим посредством бензинового отопления... Свет от фонарей оказался настолько сильным, что на всем пространстве улицы, между перекрестками, где установлены фонари, свободно можно было различать лица проходящих людей и все детали освещенных зданий, хотя ночь была совершенно темная и небо покрыто сплошным слоем облаков. Освещение городской больницы не оставляет желать лучшего". (Кубанские ведомости №5, 2 февраля 1891 г.)
В 1894 году в Екатеринодаре построена водо-электрическая станция. В этом же году центральная улица Красная стала освещаться электричеством. Кстати, уже тогда тарифы на электричество различались по группам потребителей.




Екатеринодар. Трамвайная электростанция


1900 год. В городе Екатеринодаре, на углу улиц Екатерининской и Карасунского канала (ныне улицы Мира и Суворова) сооружена трамвайная электростанция мощностью 800 киловатт. Екатеринодар стал одним из первых в России городов, где появились трамваи, работавшие на электричестве.
В следующем году стала действовать электростанция на заводе "Саломас" (ныне масложиркомбинат), а в 1903-м появилась первая станция в Армавире. Всего в предреволюционный период было сооружено 353 электростанции общей мощностью 13713 киловатт.
В конце XIX века еще продолжалась борьба между сторонниками постоянного и переменного тока. Большинство вновь сооружаемых электростанций строились с применением постоянного тока. Так, например, в России из 25-ти электростанций общественного пользования построенных до 1900 года только 9 были на переменном токе. В Германии из 148-и электростанций только на 8-и был применен трехфазный ток.






Екатеринодар. 1903г. Дизельная электростанция постоянного тока.

Окончательный спор между постоянным и переменным током был решен в пользу последнего после блестящей демонстрации в 1891 г. Доливо-Добровольским на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте на Майне, разработанной им первой в Мире трехфазной системы передачи электроэнергии на расстояние 170 км. (Лауффен-Франкфурт).
Талантливый инженер-путеец Щенснович А.Н., ознакомившись с опубликованными в 1891-1892 гг. результатами эксплуатации трехфазной установки М.О.Доливо-Добровольского, решил строить в Новороссийске на первом в России элеваторе электростанцию переменного тока, вместо постоянного, предусмотренного первоначальным проектом. Он был не только автором проекта элеватора, но также и электростанции для него.







Примечательно, что все генераторы и двигатели трехфазного тока были изготовлены местными силами в Новороссийских железнодорожных мастерских и мастерской, принадлежащей Новороссийской электростанции. По версии работника Новороссийской электростанции Аксенова и генераторы, и двигатели изготовлялись по чертежам фирмы "Броун-Бовери". Механическая обработка деталей машин происходила в механических железнодорожных мастерских, а изготовление обмоток и сборка электрических машин осуществлялась в мастерской электростанции.
На Новороссийской электростанции было установлено 6 паровых котлов системы Шухова с поверхностью нагрева 80 кв. метров каждый и давлением 10 ата., 4 паровые турбины завода Бейхельта по 250 л.с., 125 об. в мин. На одном валу с паровыми машинами были установлены четыре трехфазных генератора мощностью по 300 кВт, генераторным напряжением 250 В, частотой 25 Гц., 125 об. в мин. Возбуждение на генераторы подавалось от двух машин постоянного тока по 16,5 кВт каждая, напряжением - 110 В, номинальный ток - 150 А, 800 об. в мин. (изготовленных на заводе Эрликон).

Новороссийск. Первая в мире и России ЭС 3-х фазного тока. Общий вид.


Машины постоянного тока (возбудители) приводились во вращение от валов паровых машин посредством ременной передачи. Кроме того в машинном зале был установлен третий возбудитель с отдельной паровой машиной. Все четыре генератора трехфазного тока работали в параллель на общие шины. Для работы элеватора было установлено 83 двигателя мощностью 10 и 20 л.с.
Новороссийская электростанция, пущенная в эксплуатацию в 1893 году, как показали изыскания, была первой в России и Мире крупной промышленной установкой трехфазного тока, работающей только на производственные нужды элеватора. На сторону электроэнергия не отпускалась и хотя Новороссийская электростанция не была первой на которой был применен трехфазный ток, она была не опытная, а первая в мировой практике промышленная установка, предназначенная снабжения промышленного предприятия. И приоритет ее в этом смысле неоспорим.
В 1895 году в Екатеринодаре была построена водоэлектрическая электростанция, к которой вода не имела никакого отношения. Дело в том, что по контракту, петербургский купец Курт Богданович Зигель обязался построить для города водопровод и электрическую станцию, но так как водопровод во всех городах России был убыточным, то городские власти решили "пристегнуть" его к электростанции, которая всегда была рентабельна. Таким образом городской голова рассчитывал покрыть убытки водопровода за счет электростанции. На водоэлектрической станции установили пять дизель генераторов и три парогенератора общей мощностью 1360 кВт.

Екатеринодар. Водоэлектрическая станция


В Армавире, Ейске, Майкопе и Сочи электростанции средней по тем временам мощности были построены соответственно в 1905, 1909, 1911 и 1912 годах. В 1913 году электростанции такой же мощности вступили в строй в Анапе и Туапсинском порту. До 1917 года были также построены электростанции в Лабинске, станицах Староминскoй, Крымскoй и др.
Общее число электростанций, обследованных в 1921 году Электроотделом Кубано-Черноморского СНХ составило на Кубани 353, а суммарная мощность 13713 кВт.
После революции, в первой половине 20-х годов, появилось 14 дизель - электростанций, а также три ГЭС: Медведовская, Брюховецкая и Тимашевская. В Адыгее практическое применение электроэнергии началось в 1927 году с пуском дизельной электростанции мощностью в 540 киловатт.









Екатеринодар. Улица "Красная".




Данные по электрификации отделов Кубано-Черноморской Губернии на 1921 год.

Отделы
Кубано-Черноморской
губернии
Всего
электростанций,
шт
.
Суммарная
мощность,
кВт
Количество присоединений
к электрической сети
осветительных ламп,
шт
.
электро-моторов,
шт
.
Краснодарский
81
3471
64469
276
Таманский
60
766
5457
25
Майкопский
48
468
4224
19
Ейский
52
474
6898
3
Баталпашинский
4
245
1982
18
Лабинский
48
1624
15037
61
Кавказский
46
303
1150
-
Новороссийский
14
6362
7130
219
Всего:
353
13713
106247
621



ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

Вплоть до 1929 года шло стихийное строительство местных тепловых станций на жидком топливе и русловых гидроэлектростанций. В январе 1929 года был разработан пятнадцатилетний план электрификации Кубани. Согласно этому плану в числе первых была возведена Старощербиновская районная тепловая электростанция мощностью 494 киловатт.

Краснодарская районная электростанция


История ОАО "Кубаньэнерго" неразрывно связана с историей электрификации Кубани. Она берет свое начало еще в 20-х годах, когда решением исполкома Кубанского округа, вдохновленного идеями знаменитого плана ГОЭЛРО, был разработан и утвержден пятнадцатилетний план электрификации Кубани.
Согласно этому плану, к 1940 году предполагалось построить районную тепловую электростанцию мощностью около 22000 киловатт, пять групповых и 19 местных станций, 300 километров линий электропередачи напряжением 110 киловольт, шесть понизительных подстанций к ним, а также 6570 километров низковольтных линий.
К сожалению, не все из задуманного удалось воплотить в жизнь, но в 1930 году была сдана первая очередь Новороссийской районной электростанции (НовоРЭС) - первой крупной тепловой станции на Кубани, построенной, кстати, по плану ГОЭЛРО. Она обеспечила промышленность Новороссийска, Анапского и Крымского района электрической энергией.
Одновременно шло сетевое строительство. Была построена линия напряжением 35 киловольт, а также подстанции в п. Гайдук и ст. Тоннельная для электроснабжения цементных заводов "Победа Октября" и "Первомайский". Затем ее продлили в станицу Крымскую для электроснабжения консервного завода.
В 30-е годы на Кубани было построено 14 тепловых и 3 гидроэлектростанции, 178 километров линий электропередачи. Самой крупной, помимо Новороссийской, стала Краснодарская районная электростанция (КРЭС) мощностью 10 тыс. киловатт.
В 1922 г. был организован "Водэльтрам из предприятий городской управы и бельгийского акционерного общества, где были объединены городские и коммунальные службы по водоснабжению, транспорту (трамвай) и электроснабжению.
В 1930 году, по плану ГОЭЛРО, была построена Новороссийская районная электростанция (Ново РЭС) мощностью 20 тысяч киловатт. Одновременно шло и сетевое строительство. Кабельные линии 6 киловольт от станции протянулись к цементным заводам "Октябрь" и "Пролетарий", а также - на городской элеватор, холодильник, в порт и железнодорожный узел. Для электроснабжения цементных заводов "Победа Октября" и "Первомайский" уже в 1930 году построили линию напряжением 35 киловольт и подстанции в Гайдуке и Тоннельной. Затем ее продлили до станицы Крымской для электроснабжения консервного завода.
В начале 20-х годов Краснодар снабжали электричеством главным образом две электростанции: трамвайная и водо-электрическая. Потребности города достигли 2600 киловатт присоединенной мощности и продолжали расти. Острейший энергетический кризис удалось снять с вводом по плану ГОЭЛРО Краснодарской районной электростанции (КРЭС) мощностью 10 тыс. киловатт и пуском в 1934 году ТЭЦ масложиркомбината.

ВОЙНА

Великая Отечественная война стала испытанием на стойкость и мужество для всего нашего народа. Из воспоминаний бывшего дежурного инженера Новороссийской электростанции С. А. Уманского:
Работать на электростанции осталось 30 человек военнообязанных и несколько женщин. Остальные ушли на фронт, который был летом 1942 года уже совсем рядом, за Мархотским перевалом... Была поставлена боевая задача - давать электроэнергию городу и порту во что бы то ни стало... После взятия электростанции немцы были остановлены нашими частями. Электростанция ни дня не работала для врага.



За несколько месяцев оккупации Кубани немцы до основания разрушили 21 специальное здание электростанций, вывезли 18 паровых котлов, 21 паровую турбину, 59 локомобилей, 136 дизелей, более 1000 электродвигателей, 7 паровых машин. Еще не закончилась война, а электростанции края уже давали электричество заводам и фабрикам.
В марте 1944 года нарком электростанций СССР Д. Жимерин подписал Приказ об организации Краснодарского районного управления энергетического хозяйства "Краснодарэнерго". В его состав входили Краснодарская и две Новороссийские ГРЭС, а также электрические сети этих двух энергорайонов. Так начинала складываться Краснодарская энергосистема.

ПОСЛЕВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

После войны строились новые электростанции: Краснополянская ГЭС на р. Мзымта, крупнейшая межколхозная Отрадненская гидроэлектростанция, Майкопская ГЭС на реке Белой и ТЭС в Тахтамукайском районе республики Адыгея, Белореченская ГЭС, Армавирская ТЭЦ и многие другие.
С 1944 года произошел резкий скачок в строительстве малых гидроэлектростанций на степных и горных реках Кубани и на ирригационных каналах. Всего за 1945 -1956 годы было построена 91 гидроэлектростанция общей мощностью 7481 киловатт.
Еще в 1946 году было начато строительство Краснополянской гидроэлектростанции на р. Мзымта с установленной мощностью 20,8 тыс. киловатт и от нее до Сочи через Хосту линии электропередачи напряжением 110 киловольт, а также трех понизительных подстанций. В июне 1949 года станция вступила в строй.
В 1951 году была открыта крупнейшая межколхозная Отрадненская гидроэлектростанция. В 1952-м - Майкопская ГЭС на реке Белой и ТЭС в Тахтамукайском районе республики Адыгея. В 1954 году - вступила в строй Белореченская ГЭС, а в 1958-м Армавирская ТЭЦ.
К 1956 году фактически были использованы все возможные створы на степных реках для строительства на них сельских гидроэлектростанций, а действующие работали на пределе своей мощности. Более того, требовались новые источники энергии. В эти годы начала развиваться, образно говоря, большая энергетика и создаваться единая энергетическая система края.
В виду исключительной напряженности энергобаланса в Краснодаре еще в апреле 1936 году была начата подготовка к строительству тепло - электроцентрали краевого значения. Но затем работы были приостановлены и возобновлены в 1940 году. Война отодвинула осуществление намеченного до весны 1947 года. Через семь лет первый турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт дал промышленный ток. К 1961 году общая мощность электростанции, имевшей к этому времени пять турбогенераторов и шесть котлов, составила 200 мегаватт и началось строительство блочной части КТЭЦ. С пуском четырех блоков мощностью 150 тысяч киловатт каждый и двух газотурбинных установок по 100 тысяч киловатт мощность Краснодарской ТЭЦ достигла 1010 тысяч киловатт. К середине 70-х годов, перейдя с угля на газ и мазут, станция почти полностью обеспечивала потребности Краснодарского края и республики Адыгея в электроэнергии. Ее мощность превысила миллион киловатт. К этому времени завершилась электрификация Кубани. На сегодня, в виду реконструкции оборудования с целью его модернизации, мощность станции равна 738 тысяч киловатт.
В 1972 году установленная мощность собственных источников в крае на две трети покрывала потребности в электроэнергии, а в 1992 году - уже только на треть. Таким образом, с 1976 года и по сей день Краснодарский край испытывает недостаток в электроэнергии и мощности.
Рост потребления электрической энергии продолжался. Необходимо было наращивать мощности и одним из вариантов решения этой проблемы стало строительство атомной электростанции в п. Мостовском. Но по ряду причин сделать это не удалось. В результате, сегодня станции, входящие в состав ОАО "Кубаньэнерго", могут обеспечить около 40 процентов потребности в электрической энергии.

ПЕРЕХОД К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

Первого февраля 1993 года, постановлением администрации Октябрьского района г. Краснодара, был зарегистрирован Устав Акционерного общества открытого типа "Кубаньэнерго". Через месяц состоялось заседание членов Совета директоров. А первое собрание акционеров прошло 25 февраля 1994 года. На нем на два года был выбран новый Совет директоров из девяти человек.





Copyright © 2001-2003 ОАО «КубаньЭнерго»