КубаньэнергоКубаньэнерго



Содержание
Главная страница

Новости

Эти 10 непростых лет

Навстречу Дню энергетика
Спрашивайте-отвечаем
Нас поздравляют

Это время зовет: "Пуск!"

"Вестник ОАО Кубаньэнерго"

Доска почета

О компании

Реформирование компании

Производство

Филиалы

Кадры

Акционерам

Правление ОАО "Кубаньэнерго"

Совет директоров

Перспективы

Инвестиционный проект

Тарифы

Энергосбыт

Сети

Надежность и безопасность

Обратная связь

Экология

Ссылки

Закупаем



Контакт



карта



  Навстречу Дню энергетика 

Выступление Председателя Правления РАО "ЕЭС России" А.Б.Чубайса
на Всероссийском совещании генеральных директоров энергокомпаний
(4 октября 2003 г., г.Москва)

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Мы сегодня подводим итог нашей подготовки к наступающей зиме. Мы должны определить для себя главный приоритет, на котором нужно сосредоточиться, вступая в очередной осенне-зимний период.

Владимир Анатольевич Яковлев в своем выступлении на сегодняшнем совещании описал ситуацию в одной из самых важных и самых тяжелых для нас сфер - в "малой энергетике", жилищно-коммунальном хозяйстве. Присутствующим руководителям энергосистем все это очень знакомо и понятно, потому что Вы ежедневно сталкиваетесь с ЖКХ. Мы видим и понимаем остроту проблем ЖКХ, потому что проблемы в этой сфере чрезвычайно близки к тем, что мы испытывали в своем хозяйстве 4-5 лет назад. Те же самые чудовищные задолженности по зарплате, по налогам, огромная кредиторская задолженность всех видов, очень сложная ситуация с запасами топлива. Все это наши проблемы пятилетней давности. Именно это и стало основанием для вывода, который мы сделали на прошлом нашем совещании, что "большая энергетика" из стадии антикризисного менеджмента выведена. Именно это стало основой того, что уже два года подряд страна стабильно проходит зиму в самой важной части всей энергосистемы – в "большой энергетике".

Вместе с тем мы ясно понимаем, что в эту зиму проблем в ЖКХ не избежать. И хотя мы официально не отвечаем за эту сферу экономики, мы будем взаимодействовать с предприятиями малой энергетики и обязаны будем выстраивать свою работу так, чтобы минимизировать неприятные, тяжелые последствия, которые могут возникнуть в эту зиму из–за сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Я хотел бы продолжить тему, начатую министром энергетики РФ Игорем Хануковичем Юсуфовым. Это тема беспрецедентных системных аварий, которые произошли в самых развитых странах мира. Причем такого масштаба и такой концентрации, которой просто никогда не случалось ранее в истории энергетики. В США 14 августа с.г. 50 миллионов человек остались без энергоснабжения. Вслед за этим буквально через 10 дней, 23 августа, в Хельсинки было полное обесточение столицы, это более 800 тысяч человек. Затем, еще через неделю, 28 августа, в Лондоне 250 тысяч человек остались без электроэнергии. Вслед за этим такого же характера, только гораздо большего масштаба, аварии в Дании и Швеции, где 4 миллиона человек оказались без электроснабжения. И, наконец, еще через неделю Италия практически полностью обесточилась - 57 миллионов человек тоже оказались без света, а это больше чем в США и Канаде во время аварии.

Меньше, чем за полтора месяца более 110 миллионов человек в самых развитых экономиках мира оказались без электроэнергии. Ничего подобного за всю историю человечества никогда не происходило. Пока еще в этих странах не завершены расследования аварий и полностью не вскрыты все причины произошедшего.

Тем не менее, ясно, что инженерные системы высшей категории сложности, такие как энергетика, авиация или космос, безусловно, в принципе не могут быть гарантированы от тяжелейших аварий. Нам еще раз об этом напомнила жизнь. Моим приказом в РАО "ЕЭС России" создана комиссия во главе членом Правления РАО "ЕЭС России", председателем Правления ОАО "Системный оператор – ЦДУ ЕЭС" Виктором Карловичем Паули, которой поручена задача самым детальным, дотошным и ни в коем случае не политизированным образом проанализировать все то, что происходило во всех названных случаях и сделать те выводы, которые для нас значимы по сути.

Безусловно, уже сейчас понятно, что у нашей энергосистемы есть важнейшие преимущества по сравнению со всеми странами, которые я перечислил. Эти преимущества - централизованное диспетчерское управление и централизованное ведение режимов. Эти преимущества мы заложили в основу реформы и отстояли их. Мы не просто добились этого на принципиальном уровне, а активно реализуем это уже сейчас. Федеральная сетевая компания (вновь созданная 100%-ная "дочка" РАО "ЕЭС России") и Системный оператор (вновь созданная 100%-ная "дочка" РАО "ЕЭС России") – это, собственно, и есть технологическое единство всей энергетики в ходе реформ. Как вы хорошо знаете, мы продолжаем консолидировать активы магистральных сетей в Федеральной сетевой компании и активы региональных диспетчерских управлений в Системном операторе. Мы будем в обязательном порядке продолжать эту работу. Значимость ее возрастает с учетом тех тяжелейших аварий, о которых я сейчас сказал. Эти важнейшие преимущества нашей энергетики, созданные не нами, а нашими предшественниками, будут в обязательном порядке сохранены и укреплены в ходе всех преобразований в рамках реформ.

Но этого мало. Поэтому 2 октября с.г. я подписал приказ "О мерах по повышению системной надежности Единой энергосистемы России". В соответствии с этим приказом, создан Совет по системной надежности. В его составе - высшие руководители РАО "ЕЭС России", ОАО "Системный оператор – ЦДУ ЕЭС", Федеральной сетевой компании, Администратора торговой системы - будущей рыночной площадки, представители профильного министерства. Руководство этим Советом я взял на себя, прекрасно понимая степень ответственности, которая с этим связана. Обращаясь к вам, уважаемые генеральные директора, я думаю, что аналогичное решение правильно сейчас принять в регионах. Причем, хочу подчеркнуть слово сейчас, потому что делать это нужно не после реформы, а предваряя ее. Надежность должна быть обозначена как ключевой приоритет, в котором мы ни на шаг не можем утерять позиции в ходе всех дальнейших преобразований. Поэтому сначала мы выстраиваем вертикаль: и сетевую, и диспетчерскую, а потом разворачиваем преобразования, связанные с реорганизацией энергосистем, созданием территориальных генерирующих компаний, оптовых генерирующих компаний, разворачиваемся на рынке и т.д. Но сначала – надежность.

Я хочу напомнить, что в прошедшую зиму страна прошла через самый высокий осенне-зимний максимум нагрузки - 142 млн. кВт. И чтобы нам синоптики не говорили о прогнозах на эту зиму, есть фактор, который неизбежно будет работать на дальнейшее увеличение нагрузки. Этот фактор называется рост валового внутреннего продукта. Я считаю абсолютно реальными оценки - 6% рост ВВП. Могу для справки напомнить вам наши цифры. За 9 месяцев 2003 г. рост потребления электроэнергии в стране составил 4,5%, рост генерации на предприятиях РАО "ЕЭС России" - 4, 8%. Из этого с уверенностью можно сделать вывод, что пик нагрузки, который придется, как обычно на середину декабря, в этом году, наверняка, окажется еще выше прошлого года. Я думаю, за 145 млн. кВт. точно уйдем, ближе к 150 млн. кВт. будем подбираться. Таких цифр страна не знала десятилетие.

Но этим не исчерпываются сложности, которые нам нужно будет разрешить для того, что бы спокойно пройти зиму. У нас впереди разворот реформирования. Причем это уже не просто подготовка нормативных документов, а собственные решения по реформированию. Помимо этого у нас позади те самые тяжелые системные аварии, произошедшие в энергетиках западных стран, по которым, прямо скажем, пока еще не вскрыты причины. И это у нас все за спиной. С этим мы входим в наступающую зиму.

Как Вы прекрасно понимаете, уже за пределами энергетики эта зима имеет вполне определенный политический фон, обусловленный выборами. Я, буквально на днях, докладывал президенту Путину о нашей готовности к зиме, о тех задачах, которые мы перед собой ставим. Мне было абсолютно ясно и внятно сказано: "У большой энергетики нет права на ошибку в эту зиму". Я думаю, что обосновывать или что-то аргументировать здесь не нужно. Мне остается только передать, Вам, уважаемые коллеги, эти слова президента. Ну и добавить от себя, что любой наш сбой в этот период вызовет, как нетрудно представить, у многих наших оппонентов прилив "жизнерадостных", "бодрых" чувств, которые мы им обеспечить не должны.

Я помню, когда мы прошли зиму 2001-2002 гг., нам сказали, что это случайность. Мол, зима была очень теплая. Тогда мы прошли без сбоев зиму 2002-2003 года. Нам сказали, что это опять случайность – зима была очень холодная. Теперь пройдем третью зиму и докажем, что у нас по-другому просто не бывает и быть не может! Мы вошли в стадию, когда устойчивое прохождение зимы является не чем-то невероятным и необычайным, а является нормальной, стабильной, постоянной нашей работой, которую мы предъявляем стране. Вот с таким настроем мы с вами должны будем отработать предстоящую зиму.

На этом совещании речь пойдет о производственных задачах, которые стоят перед нами. По этому вопросу будет выступать заместитель Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Михаил Анатольевич Абызов. Речь пойдет о реформе, которая сейчас разворачивается. Об этом расскажет заместитель Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Юрьевич Синюгин. Будет разговор здесь об инвестиционной политике и о системной надежности.

Хочу поздравить наши первые региональные энергосистемы, в которых уже идет реорганизация: АО "Калугаэнерго" и "Орелэнерго", где только что прошли внеочередные собрания акционеров по реформированию. Хочу поблагодарить генеральных директоров этих энергосистем и блок РАО по реформе во главе с Вячеславом Синюгиным, проектных менеджеров. Все задачи были решены.

Дальше перед энергетиками встает серьезнейшая задача, связанная с запуском рынка переходного периода "5–15". В связи с ней к энергосистемам и станциям будут предъявлены непростые, новые требования. Поэтому эта задача важнейшая. В ближайшее время мы ожидаем выхода Постановления Правительства о правилах и запуске этого рынка.

Я решил все оставшееся у меня время посвятить одному единственному вопросу. Этот вопрос абсолютно новый, во многом неожиданный. И, скажу больше, в значительной степени он связан с пересмотром наших собственных позиций. Этот вопрос чрезвычайно сложен для реализации, даже при всем том потенциале и опыте, которыми мы обладаем. Этот вопрос сильно изменит всю систему требований к генеральным директорам наших энергопредприятий. И еще в большей степени решение этого вопроса необходимо всем нашим потребителям, начиная с энергоемких крупных промышленных предприятий и заканчивая населением. Это вопрос пересмотра тарифной политики в электроэнергетике страны и радикального снижения затрат РАО "ЕЭС России".

Суть его – остановить рост тарифов. Тема настолько серьезна и сложна, что начну я не с обоснований, не с перечня задач, а просто с фактов и новостей. Я вчера открыл одну из газет и прочитал заметку: "Обанкротился второй по величине производитель электричества Великобритании British Energy. Капитализация компании упала с 8,3 млрд. долларов до 56 млн. долларов". То есть в 150 раз. Причина: конкуренция на рынке и падение цен на электроэнергию. Хочу напомнить, что Великобритания считается одним из самых успешно реформируемых рынков на протяжении уже почти 10 лет. На нем фиксируется ежегодное снижение цен на 2%. Ежегодно!

Уважаемые коллеги! В течение последних 5 лет на наших совещаниях я постоянно повторял: реформы, реструктуризация, реформы, реструктуризация. У нас есть сегодня и реформа, и реструктуризация. С сегодняшнего дня я начну говорить: конкуренция и тарифы, конкуренция и тарифы …

Напомню, что сейчас действует, и действует неслучайно отсрочка на запуск закона о банкротстве в нашей сфере деятельности, в электроэнергетике. Она действует до 01.01.05 года. Понятно, что если мы сейчас по-настоящему не начнем этот разворот, то это означает, что как только закон о банкротстве вступит в силу, нас просто разорвут на части, если мы не будем готовы к работе в условиях конкуренции.

Для меня абсолютно принципиальный вопрос сохранения в реформированной отрасли элиты энергетики. Сохранение топ-менеджмента энергокомпаний, который сложился за эти годы. Который прошел через очень многое, который решил задачи казавшиеся неразрешимыми. Но мы не можем позволить себе оказаться не готовыми к тем самым условиям, которые мы сейчас создаем. Мы не можем позволить себе, чтобы запущенный нами рынок и конкуренция смели нас, если мы окажемся неготовыми к условиям реальной жесткой конкуренции. Центральный ключевой вопрос здесь один: тарифы и затраты, тарифы и затраты. И наше умение по-другому, по-новому решать этот вопрос.

Я понимаю, то, о чем я сейчас говорю - это серьезный поворот. Я понимаю, что это изменение позиции по сравнению с тем, что было раньше. Тем не менее, я глубоко убежден в том, что у нас нет выбора: делать это или не делать. Если мы вместе не сможем этот разворот совершить, то это означает, что нас здесь не будет. Будут другие. Я понимаю, что электроэнергетика - это серьезный бизнес, и развернуть такую машину - задача высочайшего уровня сложности. Особенно если вспомнить о том, что придется разворачивать еще и все принципы тарифной политики. На это нужно 3 года. И это время у нас есть, потому что именно 3 года осталось до полномасштабного запуска рынка, окончательной его либерализации, ухода государства из ценообразования и разворачивания конкуренции в нашей сфере в полном объеме. Именно поэтому в РАО "ЕЭС России" был подготовлен проект Постановления Правительства, который в моем понимании полностью поменяет все подходы государства к тарифообразованию в энергетике.

Суть его всем присутствующим здесь понятна. Мы работали и работаем до сегодняшнего дня в системе "затраты плюс". В системе, когда наши затраты - это наша цена. В этом режиме РАО "ЕЭС России" и региональные энергокомпании взаимодействуют с Федеральной и региональными энергетическими комиссиями, доказывая, что наши затраты растут, поэтому необходимо соответственно повышать тарифы. В ответ мы слышим, что повышение можно сделать чуть ниже. Это, собственно и есть вся наша "высокоинтеллектуальная" работа в сфере тарифов. Нормальному человеку очевидно, что главный интерес, который возникает у энергокомпании в такой системе, заключается в том, чтобы затраты завысить. И если мы с вами на этом фоне разворачиваем программы снижения издержек (экономия издержек в прошлом году составила 14 млрд. руб., в этом году намечено 17,6 млрд. руб.), то мы разворачиваем их против наших интересов. Против интересов, которые создаются в существующей системе тарифного регулирования. Мы разворачиваем их, прекрасно понимая, что каждый сэкономленный миллиард или миллион рублей почти наверняка в будущем году будет "срезан" регулирующим органом. И нам объяснят: "Вы ж научились экономить ребята, молодцы!".

Эта система не только бессмысленная, но и чудовищно вредная. По сути дела, именно эта система и есть один из главных факторов, необходимость преодоления которых и стала мотором разворачивания реформы в энергетике. В нашем понимании до того как в 2006 году будет полностью либерализован рынок, должен полностью исчезнуть такой механизм ценообразования, правильно и своевременно уже сейчас вместо принципа "затраты плюс" перейти к принципу "инфляция минус". Иными словами предлагается, во-первых, установить уровень тарифов не на один год, а на три. Во-вторых, сделать это для каждой энергосистемы с учетом ее индивидуальных особенностей. В-третьих, предлагается рассчитывать тарифы исходя не из затрат, а из прогнозируемого уровня инфляции. У Правительства есть прогнозные показатели на 3 года вперед. Предлагается принять ежегодное снижение темпа роста тарифов, причем в третьем году это снижение может быть на уровне инфляции или даже ниже уровня инфляции. Это означает остановку роста тарифов или снижение тарифов в реальном измерении.

У генерального директора любого энергопредприятия появится абсолютная гарантия и уверенность в том, что установленные тарифы уже не изменятся ни через год, ни через два. Это означает, что любая реальная экономия, которая может быть достигнута и будет достигнута, останется в этой системе. Причем не только экономия затрат за год останется в компании, но во втором и третьем году тоже останется. Это важно, потому что любое серьезное мероприятие по снижению затрат всегда начинается с инвестиций, с капвложений, которые можно и нужно осуществлять так, чтобы получить от них отдачу не через месяц, что бывает крайне редко, а через год, через два года. И это будет уже отдача другого масштаба. В этом заключается суть того, что предложено нами Правительству.

Мы провели целый ряд очень непростых дискуссий в Правительстве России. Не сразу нас поняли, тем не менее, после серьезных совещаний с участием Председателя Правительства России, этот подход был поддержан. На сегодняшний день проект соответствующего постановления согласован с Министерством энергетики, с ФЭК, с Министерством экономического развития и торговли. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время, будет поставлена точка, и этот документ будет подписан и вступит в действие.

Для промышленных потребителей вступление в действие этого постановления будет означать просто революционное решение, которое для каждого потребителя на три года покажет цифру затрат на электроэнергию. И все дальнейшее планирование затрат будет идти с учетом этой цифры. Можно будет быть уверенным в своем будущем в части затрат на электроэнергию абсолютно на 100%.

Для населения, особенно для той части, кому нынешние платежи не столько за электроэнергию, сколько в целом за ЖКХ, при их ежегодном росте на 20-30% становятся неподъемными (а таких у нас в стране десятки миллионов), это будет реальным сигналом, что энергетики ведут реальную работу. И не на уровне лозунгов, призывов и демонстраций, в отличие от целого ряда известных политиков.

Что это означает для нас? Прежде всего, это означает настоящую, реальную глубокую подготовку к будущему рынку, потому что в будущем рынке только так и можно будет выживать. Мало того, с точки зрения рыночной логики это даже улучшенный вариант, потому что в рынке может быть еще большее падение тарифов, чем отмечено в Англии (по 2% в год). По сути дела, мы предлагаем хеджировать ценовые риски в этом бизнесе на 3 года.

Этот фактор сам по себе чрезвычайно значителен и очень непрост. Я, конечно, понимаю, какие усилия нужны для того, чтобы перестроить всю работу по снижению затрат. Это потребует изменения всей финансово-экономической работы в энергосистемах и изменения принципов нашего взаимодействия с энергосистемами.

Хочу подчеркнуть еще один очень важный момент. От нас потребуется не просто изменение принципов экономического взаимодействия, корпоративных процедур, связывающих материнскую компанию с дочерними компаниями, но и существенное ужесточение требований к генеральным директорам, предъявление новых требований. Это коснется двух сфер, двух секторов. Во-первых, это соблюдение корпоративных процедур. Я считаю, что в этой сфере мы обязаны существенно ужесточить и нашу собственную работу и требования к нашим дочерним и зависимым обществам. Наверное, вы знаете о том решении, которое я принял по генеральному директору АО "Пензаэнерго". Базовая причина в том, он заключал сделки с заинтересованностью, не проводя их через совет директоров компании. Были процедурные нарушения: чего–то провел, что–то не провел. Проанализировали, что это за процедурные нарушения. Выявили, что сделки с заинтересованностью заключались с фирмой, в которой все, как на подбор, родственники нашего гендиректора. Мое решение было неслучайным, продуманным, не простым… Хотел бы, чтобы оно у нас оказалось первым и последним.

Второй приоритет – новые подходы к кадровой работе. Вы знаете, что мы ввели нормальные современные критерии для поощрения и премирования директоров и менеджерских команд. Они связанны с рентабельностью активов, это отношение прибыли к совокупным активам, это тот самый коэффициент ROTA, который мы с вами хорошо знаем. Такая модель в целом работоспособна. Мы видим, что она по настоящему стимулирует гендиректора к эффективному бизнесу, к снижению затрат, к увеличению результатов. Сейчас мы эти принципы будем расширять от сферы поощрения в сферу подбора и обновления кадров. Лучше мы сделаем это сейчас своим собственным решением, чем потом за нас это сделает рынок в такой форме, которая окажется очень жесткой.

В заключение, я хочу выразить уверенность в том, что мы с командой, которая сегодня работает в РАО "ЕЭС России" сумеем решить все стоящие перед нами задачи!








Copyright © 2001-2003 ОАО «КубаньЭнерго»