
|




|

|

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются:
-повышение эффективности предприятий электроэнергетики;
-создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
При этом основными задачами реформы являются следующие:
-разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;
-создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
-обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
-эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.
Предпосылки реформирования электроэнергетики
Идея реформирования российской электроэнергетики возникла из ответов на самые простые и очевидные вопросы - кто, сколько, кому и за что платит. Сегодня РАО "ЕЭС России" является монополистом в сфере энергоснабжения и представляет собой финансово-производственный холдинг, в состав которого входят региональные энергокомпании, крупные федеральные электростанции, федеральная сетевая компания и системный оператор. Контрольный пакет акций (52%) РАО "ЕЭС России" принадлежит государству. Государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.
Существующая сегодня в электроэнергетике хозяйственная система не устраивает ни одного из ее участников. Рядовые потребители не довольны тем, что с каждым годом они платят за электричество больше, притом, что аварии в электроэнергетике случаются чаще. Поиск виновных неизбежно приводит к региональной энергокомпании, которая "кивает" на региональные власти и подконтрольные им энергетические комиссии, якобы в популистских целях устанавливающие заведомо дефицитный тариф, не позволяющий осуществлять своевременно и в полном объеме работы по ремонту и обновлению оборудования. Власти в свою очередь переводят ответственность на региональную энергосистему, которая, по их мнению, требует слишком много денег и тратит их неэкономно. Как ни парадоксально, правы обе стороны. Тарифы, устанавливаемые региональными энергетическими комиссиями, действительно, как правило, не покрывают всех затрат региональных энергокомпаний. Многим из них не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. А региональные энергосистемы действительно не заинтересованы сокращать свои издержки, которыми они обосновывают необходимое повышение тарифов.
Не довольно положением в энергетике и государство. Приоритетными задачами для России являются развитие рыночной экономики и стабильный экономический рост. Энергетика же сегодня является одной из отраслей, где сохранились рудименты советской экономической модели. И эта модель не имеет внутренних резервов, механизмов и предпосылок для того, чтобы развиваться. Сегодня мы, потребители электричества и тепла, "проедаем" промышленный ресурс, накопленный Советским Союзом. Практически все ныне работающие электростанции и линии электропередач достались нам в наследство от советских времен. Используемый нами потенциал электроэнергетики не вечен, уже сегодня даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России общий уровень износа оборудования перевалил за отметку в 50 процентов. В ближайшие годы могут начаться процессы необратимого физического разрушения производящих электричество и тепло генераторов и котлов, линий электропередачи и тепловых сетей. Среднегодовой ввод генерирующих мощностей в нашей стране в 1981-1990 годах составлял 5000 МВт, в Китае среднегодовой ввод в 1999-2001 годах составлял 17 000 МВт. В России в 2002 году было введено 640 МВт новых генерирующих мощностей. Российское правительство серьезно обеспокоено сложившейся в энергетике ситуацией: эта отрасль может стать реальным тормозом растущей экономики России. Мы вынуждены будем закупать электроэнергию в том же Китае, а это уже угроза национальной безопасности и независимости России.
Для решения этих проблем нужны десятки миллиардов рублей, которые не может дать российский бюджет. Между тем в стране есть свободный внутренний частный капитал, в мире существуют финансовые институты и компании, занимающиеся инвестированием в энергетику. Но привлечение этих инвестиций в российскую энергетику невозможно. Эта отрасль у нас не является бизнесом, а энергопредприятия не являются нормальными бизнес-структурами и не отвечают даже минимальным требованиям финансовой прозрачности и прибыльности, которые предъявляют инвесторы.
В сложившейся ситуации можно оставить все как есть, и заложить деньги на инвестиции, например, в тариф. Наверное, таким образом, мы решим проблему инвестиций в электроэнергетику на ближайшие пару лет, но решим ее крайне не эффективно: энергетики будут стоять с протянутой рукой и требовать все больше и больше денег на свои нужды, а тариф будет расти еще более быстрыми темпами, чем сейчас. У полученных таким образом денег не будет реального хозяина, заинтересованного в наиболее эффективном их расходовании. Все это мы уже проходили в советское время. К тому же износ фондов вовсе не является единственной проблемой отрасли. Есть ещё оптовые перепродавцы, задолжавшие энергетикам сотни миллионов рублей и не несущие практически никакой ответственности за эти долги. Имеет место влияние политического и человеческого фактора на такой чисто экономический процесс, как формирование тарифа на электроэнергию. До сих пор сохраняется практика перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители вынуждены дотировать население и переплачивать за электроэнергию, что в ряде случаев делает их продукцию не конкурентоспособной. Наконец, у энергетиков отсутствует реальная мотивация сокращать издержки, а у потребителей - ценить и экономить электричество, а, значит, более бережно относиться к природным ресурсам, которые являются топливом для электростанций.
Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики возможно только при разделении монопольных (диспетчеризация и транспорт электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности, и внедрении рыночных отношений в конкурентном секторе. Кстати, о том, что перспективы развития энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений, свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки. Основа реформирования электроэнергетики была заложена в Основных направлениях реформирования электроэнергетики РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2001 года № 526. Развитие "Основные направления..." получили во вступившем в силу 1 апреля 2003 года пакете законов, посвященных электроэнергетике. Ключевым в этом пакете является закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике". Особенности переходного периода реформирования отрасли описаны в законе от 26 марта 2003 года №36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"".
Чтобы рыночные механизмы заработали, нужно провести ряд преобразований в энергетической отрасли России, и мы сегодня являемся свидетелями этих преобразований. На первом этапе реформирования региональные АО-энерго будут разделены на генерирующие компании, сетевые компании, куда войдут распределительные сети, и сбытовые компании. На втором этапе реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения придёт межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые предприятия будут объединяться в межрегиональные компании по видам деятельности. Территориальные генерирующие компании станут участниками рынка электроэнергии вместе с 10 оптовыми генерирующими компаниями, образованными на базе федеральных электростанций. Состав оптовых генерирующих компаний в настоящее время обсуждается в Правительстве РФ. Межсистемные и высоковольтные линии электропередач будут объединены в Федеральную сетевую компанию, которая впоследствии полностью перейдёт под контроль государства. Государство - как наиболее беспристрастный участник процесса - возьмёт на себя обязательство гарантировать равный доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию потоков электроэнергии будет осуществлять подконтрольная государству компания - ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Цены на электроэнергию будут формироваться в результате торгов, которые будет проводить некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы".
Государство будет устанавливать тарифы на услуги по диспетчеризации и транспорту электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Именно этот рыночный сектор электроэнергетики - генерацию - в ближайшие годы ждут разительные перемены. В условиях жесткого конкурентного рынка производители электроэнергии в борьбе за потребителя будут стремиться сокращать издержки, вводить новые технологии, снижать себестоимость электричества за счет внутренних резервов. Генерирующие предприятия, превратившиеся в самостоятельные компании, станут финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Способствовать инвестиционной привлекательности будет и объективный, понятный способ формирования цен на электроэнергию. Таким образом, конкуренция станет естественным стимулом для повышения эффективности производства электроэнергии, стабилизации и снижения цен.
Конкуренция появится и в сфере сбыта электроэнергии: в каждом регионе будет действовать несколько сбытовых компаний. Они будут бороться за потребителей, снижая цену на свои услуги и предлагая более выгодные и удобные условия поставок электроэнергии. Кроме того, для гарантирования надежных и бесперебойных поставок электроэнергии населению и некоторым другим категориям потребителей (прежде всего, бюджетным потребителям), будут создаваться гарантирующие поставщики - особые субъекты розничного рынка электроэнергии, обязанные заключить договор на поставку электроэнергии с любым обратившимся к ним потребителем. Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков будет регулироваться государством, на переходный период у них будут заключены специальные договоры с производителями электроэнергии, гарантирующие стабильность цены на электроэнергию, которую покупают гарантирующие поставщики для поставки населению и для оказания коммунальных услуг.
Реформирование электроэнергетики означает серьезное изменение российского менталитета. Успех реформы будет во многом зависеть от того, сможем ли мы понять, что электроэнергия - это не социальное благо, а товар, за который нужно платить, а энергетика - это, прежде всего отрасль народного хозяйства, которая требует экономического, прагматического подхода, а не политических интриг.Источник - веб-сайт РАО "ЕЭС России"
|

|